среда, 30 мая 2018 г.

К Программе формирования и развития нравственности


"Ежедневно окунайтесь в чистый родник человечности" - Р. Poллан 

(На основе принципиально новой технологии, организации и самоорганизации активной нравственной деятельности) 

Духовный, нравственный кризис, проявляющийся, в частности, в рос­те насилия и жестокости, безразличия к судьбам"окружающих, стяжа­тельстве, жажде наживы любой ценой, падении трудовой дисциплины, ут­рате государственных, общественных интересов, моральных обязаннос­тей к собственному народу, к Родине; и что особенно опасно- резкое падение и самого нравственного потенциала: ценности моральных ка­честв, их реализуемости и жизненности- как личности, так и соответ­ствующих принципов,- очевиден для большинства граждан Украины. Даже состояние ещё 1990 года акад. Д.Лихачёв охарактеризовал как "духов­ный Чернобыль» Ну, а нынешнее засилье эротической и преступно-насильственной культуры, песен, лишенных не только положительного, но и всякого содержания вообще, густой мат даже в общественных мес­тах и в учебных заведениях, преступность средь бела дня, вплоть до вооруженной - всё это и многое другое не поддаётся учёту и классифика­ции . 

Нет смысла надеяться в этом и на Запад. 

Нравственный регресс, а скорее кризис, характерен и для западных стран. Нынешнее состояние журнал "Шпигель"(газета "За рубежом", N12, 19»-3г. "Дети у нас такие, потому что такие мы") (характеризовал весь­ма мрачно: растущая опустошенность социальных отношений, беспример­ное в истории культуры всех и всяческих табу, ведущее к отмиранию чувства человечности. И как некий итог (там же): "Программа цивилизации человечества провалилась. Совесть потерпела крах" (выделено жур­налом). Душевную опустошенность на богатом Западе увидела и мать Те­реза. Она заявила британским журналистам после встречи с королевой Великобритании Елизаветой II: "Вечером я ходила по вашим улицам. Вхо­дила в ваши дома и обнаружила в них ещё более глубокую нищету, чем у нас: нищету душ, лишенных любви."("Фигаро", Париж, Доминик Лепьер, "Мать Тереза: "Мы здесь, мы любим Вас...", За рубежом, N 36, 1993г.) I 

Положение обостряется необходимостью подтягивания нравственной культуры до уровня, достигнутого технологическим развитием, особенно, если учесть мысль акад. Н.Моисеева о том, что основа психики большин­ства сформировалась ещё в предледниковую. эпоху, а такая психическая конструкция плохо соответствует требованиям современной жизни. 

Всё это вызывает глубокое недовольство многих граждан, требующих изменения направленности и содержания культурного развития, 

При этом желаемую цель видят вполне одинаковой даже люди, каза­лось бы, представляющие самые противоположные взгляды, политические течения. Например, всем известно повышенное внимание коммунистов к идеологии, к моральным стимулам в трудовой деятельности(иногда даже в ущерб экономике), к коллективистской организации жизни. Но вот что говорит и ярый антикоммунист, возглавляющий объединительную церковь в 130 странах мира, преподобный Сан Мюн Мун: 

"Своим эгоизмом мы затрудняем собственное развитие, развитие дру­гих людей, народов. Эгоизм и алчность в человеческих сердцах сегодня является величайшей преградой на пути к миру. Индивидуальная алчность открывает дорогу и национальной. Это приводит к размежеванию и конфликтам между народами, людьми, порождая кровопролития и бессмысленные человеческие войны. Миллионы людей трагически погибли. 

Конечно, экономические и социальные проблемы решить важно. Тем не менее для того, чтобы найти их решение, нам следует сначала подойти к нравственной теме - человеческой алчности, самоудовлетворённости. Иначе, если мы даже осуществим изменение в системах, лица, которые возглавляют эти системы, могут впасть в искушение использовать их в корыстных целях. 

Наш мир, следовательно, нуждается прежде всего в духовной револю­ции. Тогда мы и сможем успешно решать наши экономические и социаль­ные проблемы. Если каждая личность, каждая нация смогут признать ценность братского содружества, тогда они и будут готовы подойти к жгучим проблемам современности, включая проблему мира во всём ми­ре (газ. "За рубежом", N47, 1989 г. "Нужна духовная революция", В. Иорданский, Сеул-Москва). 

Правда, культура (в современном представлении), сфера действия структур культуры (министерства, институты и т.д.) практически не включают непосредственной и регулярной нравственной деятельности, активно развивая и поддерживая только различные виды искусства, ху­дожественную культуру. К тому же при этом очень многие, а возможно большинство, считают, что искусство и формирует духовную культуру, и даже является его основной сутью. 

Однако достаточно очевидно, что страсть к произведениям искус­ства (картины, скульптуры, музыка, кино, архитектура и т.д.) и, в частности, коллекционирование - далеко не всегда адекватны целям, от­ношениям, средствам. Более того, искусство- это вообще специфичес­кая, весьма и весьма важная сфера деятельности, также как и, напри­мер, здравоохранение, образование, но совершенно другая. Разница меж­ду формированием и развитием художественной культуры и нравственной, возможно и большая, чем между спортом, физической культурой (здоровым образом жизни) и медициной. 

Важную и, главное, целенаправленную роль в формировании и разви­тии нравственности - играет религия и церковная структура. Однако её суть, структура и механизмы реализации целей, распространения мировоззрения сложились многие сотни, а то и тысячи лет назад. И хотя церковь накопила, впитала в себя за эти века многие важные результа­ты и опыт духовной деятельности, она не смогла и не может преодолеть генетически присущие ей качества, т.е. изменить целевые установки, расширить диапазон используемых средств. 

"Иллюстративно отметим хотя бы концентрацию духовной энергии на стремлении к небесному раю и, как правило, апатию, отсутствие стрем­ления к совершенствованию жизни (в частности, социально-политичес­кой сферы) на Земле, оставляя ей, как и во времена Данте, только роль и удел ада и чистилища. Становится необходимым суметь допол­нить золотое правило нравственности - "не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе" - специальными социальными механизмами, включая политические (а их надо ещё разрабатывать и освоить), умением их использования, обучением (теоретическим и практическим) навыкам сотрудничества, взаимопомощи, коллективного действия. Без ущерба дли личной иници­ативы, т.е. не гася её, а всесторонне и доброжелательно оценивая и развивая позитивную индивидуальную энергию, творческий потенциал его результаты. 

Унижает высокий дух Человека и стремление построить нравствен­ность на страхе перед наказанием господним. 

Религия, помогая человечеству пройти периоды "детства" (Ветхий завет и библейские 10 заповедей Моисея) и "юношества" духовногораз­вития (христианский Новый завет), мало эффективна и даже беспомощна на более высокой ступени духовной эволюции. Когда, в частности, добро будет твориться ради добра, а не в ожидании уготованных за это кары или воздаяния (земных либо небесных). 

Тем более, что" Программа формирования и развития нравственности должна быть рассчитана и на людей неверующих и на не очень веру­ющих. Многие рассчитывают на силы свои и своих коллег и прежде всего на совесть и разум своих сограждан по государству и планете. 

Совесть - вот "бог", способный изменить мир. Эту цель и способ сформировал ещё великий Сократ. 

Однако методология решения задачи нравственного формирования нравственного человека, основанная на принципе единства обучения и воспитания, которую заложили ещё Сократ, Платон, Протагор и др., ис­ходя из представления о том, что универсальное знание - самый могу­чий (и по сути достаточный) фактор нравственного формирования чело­века и что человек, знающий, что такое добродетель, обязательно бу­дет добрым, т.е. основанная -только на знании, не смогла, да и в принципе не может решить поставленной задачи. Тем более, что задача формирования должна быть неразрывно связана и с развитием нравственности, т.к. далеко не всегда ясно кто кого "воспитывает", да и формирова­ние должно переходить в развитие нравственности. А это уже деле не только раннего периода социализации, а и всей жизни, в котором актив­ное участие принимают и личность, и коллеги, и общество, государ­ство, вся цивилизация. 

Но главное состоит в том, что как показал многовековой опыт, и особенно усилия в нашей стране 50-80-х годов, воспитание только знанием, словом, информацией не только не эффективно, но порой даёт плоды прямо противоположного свойства. 

Действительно, вполне очевидно, что даже сравнительно простому умению плавать, писать, играть, на музыкальном инструменте невозмож­но, как правило, научиться без специальной практики (только на осно­ве усвоения специальной информации). А тем более в том случае, когда для действительного освоения надо не только научиться умению, но и прочувствовать, ощутить величие и радость быть человеком с чистыми помыслами и поступками, ощутить человеческое тепло и прелесть дружно­го, слаженного творческого труда и поддержки, взаимопомощи, выручки, плечо друга, родную светлую душу. 

Но человек, даже очень горячо желающий, если не жить, но хоть окунуться в такую атмосферу, дать отдохнуть издёрганной, усталой ду­ше, лишен такой возможности. Речь конечно, идёт не о праздном отды­хе, а о возможности напряженного труда, но (по сути, уже- творчес­тва), истинно человеческого, о нравственной деятельности. И речь идёт не о деятельности филантропа, спонсора или альтруиста, т.к. ин­дивидуальный труд (или деятельность) даже высокой общественно-нрав­ственной значимости не только не способен решить большинство важней­ших проблем, но и, что крайне важно, не может научить полнокровной, гармонической нравственной культуре, требующей обязательного умения действовать вместе с другими людьми. 

Эту потребность непрестанного труда души, эли условия для роста лучших человеческих качеств необходимо создавать и культивировать постоянно и целенаправленно, обеспечивая формирование и развитие тех качеств, которые являются фундаментом и стержнем жизни личности в общества, которые формируют критерии целесообразности любого вида деятельности любого масштаба. 

И всё-таки при всей очевидной необходимости не только теоретико-информационной, но и, прежде всего, соответствующей практической деятельности остаётся не менее невероятным отсутствие понимания не­обходимости соответствующей специальной практики. И уже вполне естественно за этим следует отсутствие соответствующей полнокровной организационной, информационной, экономической и иной необходимой для обеспечения такой деятельности, специальной структуры и механизмов, средств, методов, форм и т.п. 

Сложность в том, что остаётся неясным, какие же особенности дол­жны быть у этой деятельности, что можно назвать нравственной де­ятельностью? И очень трудно ответить на вопросу как она должна и мо­жет быть организована? 

Таким образом(от постановки вопроса о воспитании, за которым сле­дует весьма сложный вопрос - а кто кого и во имя чего будет воспиты­вать (т.к. далеко не всегда даже старшие по возрасту или положению в обществе воспитывают младших) - мы перешли к вопросу формирования и развития нравственности, за которым не столько кто, сколько как это сделать и как организовать. 

Украинский центр сохранения и активизации новых идей (УЦ САНИ) располагает разработками, позволяющими конструктивно ответить на многие важнейшие вопросы и в плане методологии, и в плане методики, и в плане столь нужных специальных социальных механизмов (в частности, совершенно не­обходимого специального механизма содержательной оценки). Более то­го, он уже располагает весьма богатым банком конкретных предложений, которые могут быть использованы как цели, задачи и средства реализа­ции нравственной активности значительного количества граждан Украины и не только Украины. 

На этой основе по инициативе УЦ САНИ была организована иници­ативная группа, подготовившая структуру предлагаемой Программы форми­рования и развития нравственности (Приложение I). 

Мы не считаем возможным на этом этапе говорить о Программе де­тально, т.к. каждый её пункт, каждое слово в этой весьма запущенной сфере человеческой жизни нуждаются в обсуждении, в поиске общего понимания - даже в рамках одного политического направления. Не говоря о противоположных позициях. Однако, очевидно и другое- нужно проком­ментировать хотя бы основу' предлагаемой Программы. Предложенная структура Программы не формально-теоретическая разработка, а резуль­тат многолетних весьма основательно выполненных разработок и предложе­ний, которыми>уже располагает УЦ САНИ. Опираясь на них, представляет­ся возможным найти эффективное решение всего этого сложнейшего ком­плекса проблем. Вкратце, основные черты Программы представляется следующим образом... 

Видимо многие, хотя и в этом далеко нет единого мнения, согласят­ся, что важнейшими чертами человеческой натуры, определяющими его духовную сущность, являются бескорыстие, конечно, далеко не всегда тождественное бесплатности труда, самостоятельность и инициатива, деятельность в интересах конкретного человека (в том числе и совер­шенно не знакомого), общества, цивилизации в целом, способность сот­рудничать с другими людьми, организациями. Это особенно важно, т.к. решение большинства требуемых жизнью задач чаще всего выходи за пределы индивидуальных возможностей. Даже супергерою самому слишком многое не под силу. Да и Зевс действовал не сам - у него было весьма развитое «правительство». К тому же высшие человеческие качества, тем более духовные и нравственные, проявляются, уточняются и растут, в конечном счете, именно в процессе совместной (коллективно-социальной) деятельности. 

Это важнейшие качества души и деятельности личности. Однако они редко формируются под влиянием только информационных методов (раз­личных форм и методов убеждения, логики, образования, доказательств огромной значимости для личности, семьи, общества). Как мы уже отме­тили, особенностью становления и развития нравственных качеств явля­ется недостаточность интеллектуально-информационной деятельности (т.е. необходимость практических результатов) и, во вторых, обяза­тельность развития сферы чувств ощущений, ознакомления и осознания специального, особенного чувственного опыта. Здесь особенно важно то, что давно замечено: сколько раз ни говори, что халва сладкая, пока не попробу­ешь, не почувствуешь вкус халвы, не полюбишь её. Моменты счастья не увидишь - почувствуешь: взлёт, раскрепощение, тепло души, радость. Чувство благодарности, рождаемое в результате доброго отношения, бескорыстно­го сотрудничества, помощи, активное тепло человеческой души надо пе­режить, ощутить именно самому. Это важнейшее чудо. Замечательно ска­зал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский - учить чувствовать- это са­мое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, от­зывчивости, учтивости - это дружба, товарищество, братство. Человек чувствует тончайшие переживания тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного взлета-подъема. спокойствия людей. 

Поэтому помимо необходимости понимания (глубокого, всесторонне­го) добра и зла во всех проявлениях и сферах человеческой жизни, зна­ния социальной этики (сейчас это особенно важно!), крайне необходи­ма организация нравственных действий (налаживания связей, организа­ция взаимообогащения идеями, интересами, возможностями, совместная реализация вместе оцененных идей и предложений и, конечно, многое другое). Необходимость такой организации становится тем более очевид­ной, если несколько переделать "Золотое правило" поведения ("посту­пай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой") и сформу­лировать его так: "Делай (!) другому то, что хочешь, чтобы делали-тебе". 

Такая организация подобной деятельности, людей, совершенно сво­бодно и осознанно принимающих решения об использовании форм, способов, целей, участия, сотрудничества, требует особой технологии, организации отношений между участниками этого необычного и очень непрос­того труда, прежде всего, с душами и умами, с их лучшими составляющи­ми, организации работы с информацией, характеризуемой высоким содер­жанием инновационной составляющей. И, очень важно, то что придётся и нужно думать, многое делать не так, как привычно, как принято вез­де, во всем мире, а гораздо лучше: собирать идеи, предложения, оценивать их, используя специальные механизмы, доброжелательно, демократично, оценивать меру добра и зла, значение и истинность духовных инноваций, т.е. нуж­на новая специальная информационная технология работы с инновациями и их авторами. Такая технологии разработана в 1976-1990 гг. в Институте кибернетики Джелали В.И. с сотрудниками, при поддержке Укр.НИЭНТИ и Киевского городского СНИО. Эта инновационная информационная технология САНИ (сохранения и активизации новых идей) является одной из определяющих технологи­ческих основ и основным механизмом подготовки и реализации предлага­емой Программы. 

Инновационная информационная технология и действующая на её осно­ве система САНИ позволяют не только наилучшим образом собрать, сох­ранить и защитить все крупицы народной мудрости нравственной жизни и даже не только всё самое лучшее, но и наилучшим образом оценить весь необходимый широчайший спектр идей и их авторов, что, конечно, является первейшим условием реальности и эффективности результатов Программы. 

И, в частности, система САНИ позволяет не только эффективно бо­роться с угрожающей любой организации (а предлагаемой особенно) бюрократизации всех ее составляющих, но и успешно решать проблему экономического, в значительной степени автономного, обеспечения нрав­ственной деятельности. Речь идёт о сборе, социальном обеспечении сох­ранения, развития и последующей реализации идей и разработок важных и эффективных в социальном и в экономическом отношении. Это тоже не аб­стракция, т.к. имеет реальное основание, основанное на опыте УЦ САНИ и содержании его банка идей. Труд по развитию такого класса идей мо­жет явиться одним из важных направлений нравственного движения, а ре­ализация и последующее отчисление средств - финансированию Программы, её экономической самостоятельности. 

Мы убеждены, что Программа, реализуемая в рамках предложенной структуры, даже при минимальной помощи ВС Украины и других госструк­тур, фактически сводящейся только к информационной, организационной и моральной помощи, способна самостоятельно не только радикально улучшить ситуацию в стране, но и сделать Украину лидером в крайне актуальном и важнейшем направлении развития цивилизации, обеспечив т.о. сочувствие, широчайшую и разностороннюю поддержку всех позитив­ных сил в мире. 

Резюмируя сказанное, можно с полной определённостью констатиро­вать: выход из этого отчаянного положения (экономического, полити­ческого, социального, духовного и т.д.), в котором оказалось наше общество в современных условиях один: незамедлительное возрождение, развитие и использование творческого (интелектуального, нравственно­го, художественного и практического) потенциала нашего народа (каж­дого, многих и всех). Без этого у нас нет будущего. 

- директор УЦ САНИ ДЖЕЛАЛИ В. И. 
- д.ф.н., профессор КУДИН В.А. - д.ф.н. НОВИКОВ Б.В. - к.ф.н. ТЕРЕЩУК В.В.


Приложение - I.

К Программе формирования и развития нравственности /структура/ 

1.Черты и качества, определяющие нравственность и контрчерты /ос­новные/, с использованием национальных нравов и традиций. 

2.Философия и методология их формирования и развития, обеспечения устойчивости /методология борьба с контрчертами/. 

3.Состояние в мире, причины. 

4. Пути, средства, методы, механизмы, структура и инфраструктура достижения поставленной цели. 

5.Перечень и план конкретных реализуемых мероприятий, дел и т.д. 6.Подбор и развитие актива. 7.Союзники и сотрудничество. Противники и отношения. 

8 . Финансирование /формы и методы/. 

9 . Нравственная оценка основ жизнедеятельности: 

- частная, государственная и общественная собственности; 
- конкуренция, соревнование, сотрудничество; 
- медицина, спорт, здоровье; 
- обеспечение информационной, творческой инициативы личности; 
- основные черты художественной культуры; 
- экономика и нравственность; 
- возможности осознания и подготовки будущего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий